Почему краска на стенах отличается от образца в магазине? Как выбрать идеальный нейтральный цвет

 

Всем привет! Я закончила проект и вернулась, наконец, в Москву и готова обновлять свой блог новыми статьями, но для начала хорошо бы дописать скопившиеся черновики. Вот, с пылу с жару статья, которую я начала писать еще в январе )))

Думаю, каждый, кто когда-либо выбирал краску для стен и при этом тщательно сверялся с цветовым веером в магазине, сталкивался с тем, что финальный результат оказывался далек от ожидаемого. Особенно это касается нейтральных тонов - оттенков серого, белого, черного и бежевого.

Большинство людей считают нейтральные цвета очень простыми. Казалось бы, покрасил стены в серый и готово. Ведь с ним любой цвет хорошо сочетается. И вот тут вдруг обнаруживается, что по плану серая стена стала пепельно-лавандовой, а кремово-белый вдруг ни с того ни с сего стал грязно-бежевым…

Перефразируя Оруэлла, ночью все кошки серы, но некоторые серее других. Сегодня я поделюсь с вами своей стратегией выбора подходящего нейтрального цвета для интерьера.

 

Нейтральны ли нейтральные цвета?

Что вообще такое нейтральные цвета?

Забудьте про советы, что для темных северных комнат подойдет бежевый, а серый не подойдет. Это все равно что утверждать, что зимой во всем мире холодно, а летом - всегда жарко

Нейтральные - это ахроматические цвета - белый, черный и вся шкала серого. Их также называют “бесцветными”, потому что формально они и не цвета вовсе. Это либо 100% отраженного света, либо полное его отсутствие, либо что-то между (серый). Они не имеют тона или температуры, не входят в цветовой круг, но составляют ось цветового пространства, вокруг которой выстраиваются миллиарды “цветных“ оттенков. Предлагаю для этой статьи закрепить за ними название “нейтральные Ахроматические цвета”.

В природе они в своем идеальном абсолюте не встречаются. Это всегда будут до предела затемненные, осветленные или “обесцвеченные” версии хроматических цветов (красного, синего, бирюзового, коричневого, оранжевого и пр и пр).

Нейтральными в интерьере называют огромный спектр приглушенных, пастельных или очень темных тонов. Назову их вопиюще ненаучно - “нейтральные Хроматические цвета“. Нейтральными они называются, потому что не имеют выраженных тональных характеристик по сравнению с чистыми цветами. И сегодня речь пойдет именно о них, потому что именно нейтральные тона вызывают больше всего вопросов при выборе краски для стен.

Вот вам пример. Я взяла два простых цвета и, не изменяя тона (то есть красный остался красным, а зеленый вырвиглаз - тем же зеленым), постепенно понижала степень светлоты до 50%, что примерно соответствует среднему серому, и убавляла насыщенность до 5%.

ff2a00-cc4328-994c3d-7f5a52-7f7a79.png
00ff00-28cc28-3d993d-527f52-797f79.png

Серые оттенки этих двух цветов кажутся вполне похожими. Если бы я понизила насыщенность до 2%, вы бы и вовсе не заметили между ними разницы на экране своего компьютера. Но на больших поверхностях разница будет очень ощутимой. И ключевое слово тут - ощутимый! Войдя в помещение, вы первым делом определите серый цвет как серый. Но спустя короткое время начнете ощущать ключевой подтон и то, как он взаимодействует с окружающими цветами и реагирует на освещение.

Вот два серых из примера выше по обе стороны от настоящего нейтрального серого той же светлоты.

 
ff2a00-cc4328-7f7a79-7f7f7f-797f79.png
 
 

Что такое подтон?

Подтон - это еле уловимый нюанс, примесь некоего цвета к основному тону. Например, “травяной”, где зеленый - это основной тон, а “щепотка“ желтого, изменяющая свойства основного тона, - это его подтон.

Выбирайте свой нейтральный тон так, будто выбираете “цветной“ цвет

Про подтон чаще всего вспоминают, когда речь идет о нейтральных тонах. И именно он в таком случае определяет принадлежность нейтрального оттенка к той или иной цветовой семье. То есть серый с желтым подтоном - это на самом деле очень сильно обесцвеченный и тусклый желтый, а белый с голубоватым оттенком - суперсветлый синий.

Если вы хотите, чтобы северная комната казалась более теплой и уютной, выбирайте нейтральные тона с оранжевыми, желтыми и красными подтонами. Но помните, что “нейтральный“ цвет с красным подтоном в солнечной южной комнате может стать розоватым.


Оранжевый и желтый подтоны могут положить основу оттенкам серого “тоуп” и “греж”, а в большом количестве превратят его в старомодный бежевый.

Если хочется простора и прохлады, идеальный вариант - серый с синими и голубыми подтонами. Но не слишком явными, иначе получите ледяное царство. Голубой подтон, кстати, в последнее время - один из самых популярных.

Зеленый и фиолетовый - пограничные цвета, формально относящиеся к холодным, но на деле они могут быть как теплыми, так и холодными. Например, теплый травяной и холодный изумрудный. “Нейтральный хроматический” цвет с такими подтонами может оказаться довольно непредсказуемым и может сильно менять оттенок в зависимости от времени дня. Например, бежевый с зеленым подтоном при недостатке освещения может стать мертвенно-болотным.

 

Как определить подтон нейтральной краски?

Определить подтон на глаз чаще всего крайне трудно. Самый простой способ - найти на цветовом веере выбранный цвет и изучить соседние на том же листе. Обычно те, что ниже, намного насыщенней, в них будет более явно виден подтон (для нейтральных - их цветовая семья).

 
как определить подтон краски (www.lindaholtcreative.com)

как определить подтон краски (www.lindaholtcreative.com)

 

Можно сравнить ваш оттенок с настоящим нейтральным или приближенным. В некоторых лакокрасочных магазинах бывает веер с нейтральными оттенками серого. А можно распечатать лист бумаги с заливкой из нейтрального серого. Он, конечно, не будет эталоном, но уже что-то.

С белым сложнее. С листами бумаги сравнивать бесполезно, они и между собой будут различаться в зависимости от качества. А художественные краски, белила, хоть и имеют легкий оттенок, но все-таки позволят более или менее приближено оценить тон вашей краски. Ближе всего к истинно-белому - титановые белила. Хотя тоже не идеал.

 
веер-манселла-с-нейтральными-оттенками-серого.jpg
 

Еще один способ - сделать тестовый выкрас на стене и после высыхания краски посмотреть на тени от белых предметов. При условии, что естественного освещения достаточно, вы сможете различить подтон.

Попробуйте определить подтон тепло-серой стены с фото ниже, но сначала оцените цвет в общем. Какой подтон или подтоны видятся вам?

А теперь присмотритесь к углу рядом с входной дверью. Видите зеленую тень? Это говорит о том, что подтон данной краски, помимо теплого желтого, содержит в себе некоторое количество зеленого, который проявляется более явно при недостатке света. То есть в светлой комнате стены, окрашенные этой краской будут выглядеть более теплыми бежевыми, а в темной - зеленоватыми.

серый-с-желтым-подтоном-01-min.jpg

Что важно учитывать при выборе краски для стен?

Итак, мы разобрались, что практически все краски нейтральных тонов, включая серую, черную и белую - это пигменты с одним или несколькими подтонами/примесями. Что такое подтоны, мы тоже разобрались. Но выбор нейтрального цвета из правильной цветовой семьи - еще не решение всех проблем. Это только лишь начало!

Освещение

Самый главный критерий для выбора оттенка нейтральной краски для стен - освещение. Его мы уже затронули в пункте выше.

Никогда не покупайте краску по чужой рекомендации. То, что сработало для чье-то квартиры, может не сработать для вашей

Допустим, вы решили, что хотите выкрасить стены плохо освещенной северной комнаты в светлый кремовый оттенок серого, и выбрали для этого краску с подтоном из желто-оранжевого спектра, чтобы придать теплоты и уюта. Но очень часто эта самая краска начинает казаться розовой… Почему??

Мы можем спрогнозировать, какой эффект мы получим от выбранного подтона. Но мы должны учитывать, что стандартное поведение определяется стандартными условиями. А для интерьерных красок обычно за точку белого берут стандартизированный источник света - полуденное солнце в Западной/Северной Европе. Согласитесь, в затененной комнате количество света будет куда меньше, чем на улице в безоблачный день. А потому и краска будет отражать свет совсем не так, как было задумано изначально. Восприятие цвета краски с желто-оранжевым подтоном начнет сдвигаться.

Чтобы избежать такого эффекта, стоит выбрать для конкретной комнаты краску с желтым подтоном, то есть сдвинуться чуть дальше от оранжевого и красного на цветовом круге. Тогда вместо серой краски из желто-оранжевой цветовой семьи в районе 70 градусов на цветовом круге мы выберем краску из желтой цветовой семьи, ближе к 90 градусам.

цветовой-круг-цветовые-семьи.jpg

А если посмотреть на цветовое пространство CIELAB, где цвета, помимо других характеристик, различаются между собой по шкалам a (от зеленого к маджента-красному) и b (от синего к желтому), мы увидим, куда примерно “сдвинется“ по осям цвет при недостатке света и при искусственном свете лампочки теплого спектра. Например, в темной комнате с огромной вероятностью бежево-серый с желтым подтоном приобретет розоватый оттенок, а серый с желто-зеленым подтоном “позеленеет“ еще сильнее. Это как раз то, что мы наблюдали на фотографии выше с тенью от дверного косяка.

цветовое-пространство-CIELAB-подтоны-краски.png
Всегда делайте тестовые выкрасы. Наблюдайте, как краска ведет себя в разное время дня и при разном освещении

Не только количество света, но и его качество сильно влияют на восприятие цвета. Дневной свет, лампа накаливания, галогенные и светодиодные лампы - каждый из этих источников света способен “изменить” цвет стен. Плюс ко всему даже в рамках одного вида производятся лампы с различной цветовой температурой.

Вспомните, как в магазинах подсвечивают мясо лампами с повышенным содержанием красного цвета в спектре, чтобы оно казалось свежее. То же самое происходит и с краской для стен :)

 
как-различные-источники-света-влияют-на-цвет-интерьерной-краски.jpg
 

По этой же причине выбирать цвет по односложному вееру в магазине чревато ошибкой. Под односложным я имею в виду тот, где один тон на листе без указания цветовой семьи. При магазинном освещении он может показаться вам очень симпатичным, а при реальном освещении в реальной квартире - превратиться в нечто неожиданно иное. Прокалывалась уже так, и вместо светлого серо-бежевого в итоге получила в солнечной комнате нежно-желтые стены…

односложный-цветовой-веер.jpg

Вот вам для сравнения разница в восприятии серых стен при разном освещении. Эти две фотографии я сделала одновременно, пока пишу эту статью. В комнате (помимо серо-синего) использованы два оттенка серого (темнее и светлее). Слева темно-серая стена на солнечной веранде кажется более светлой и теплой по оттенку, чем тот же цвет в хуже освещенном углу кухни.

Это один и тот же цвет, в одно и то же время и с той же точки обзора, но как по-разному выглядит… И еще раз доказывает, что сработало для чье-то квартиры, может не подойти вам.

 

Отсвет от окружающих предметов

Опять обращусь к фотографии с зеленой тенью от дверного косяка. Помните, я там писала, что для определения подтона можно смотреть на тени от белых предметов? Все потому, что каждый предмет, расположенный вблизи стены, отбрасывает на нее тень своего цвета. Это называется цветовой рефлекс. Различимость цвета тени зависит от яркости цвета предмета, от типа его поверхности и от расстояния до стены. Чем ярче и глянцевей предмет, тем ярче по цвету будет его тень.

Так что если в комнате висят ярко-бирюзовые шторы, то и обширная площадь стены вблизи приобретет холодноватый оттенок.

 

Окружение из яркой мебели

Симультанный контраст - это иллюзия, возникающая при соседстве нейтрального серого с ярким хроматическим. Например, с ярко-красным. Нейтральный цвет начинает приобретать оттенок противоположного соседнему цвета. Сильнее всего эффект проявляется, когда мы устали или долго смотрим на такое цветовое сочетание. Проще говоря, нейтральные серые стены в комнате с обилием красной мебели будут казаться зеленовато-голубоватыми.

Видите скачущую серую полоску? А теперь зафиксируйте взгляд на черной точке. Полоска начинает казаться сине-голубой.

оптическая иллюзия суммультанный контраст.gif
 

Качество покрытия

Во-первых, важна укрывистость краски. Краска с низкой укрывистостью может слегка просвечивает поверхность. Это может быть не очень заметно на первый взгляд, но финальный цвет от этого изменится. Чтобы лучше перекрыть поверхность и повысить сцепление, предварительно наносят грунтовку.

Во-вторых, это фактура. Не думайте, что можете просто сменить базу для тщательно выбранного колера с матовой на глянцевую, и получите тот же цвет. Образцы в веерах чаще всего отпечатаны на матово-сатиновой поверхности. Для того, чтобы увидеть, как будет выглядеть этот цвет в глянцевом варианте, капните на него пару капель воды.

Глянцевые краски дают самый яркий и глубокий цвет. Чем более матовая база, тем более белесой может выглядеть краска на стене. Но при ярком свете все совсем наоборот. На глянцевой поверхности появятся блики, а матовая - раскроется во всей красе. Обратите внимание на фото на область, освещенную солнцем.

различие в ощущении цвета матового и глянцевого покрытия

различие в ощущении цвета матового и глянцевого покрытия

Цвет - это круто. Это величайший инструмент для построения гармоничного пространства. Но самая главная мысль всего этого текста заключается в том, что бояться цвета не стоит. Чтобы научиться им грамотно пользоваться, совсем не нужно иметь врожденное чутье. Куда важнее понять, что во всем есть закономерность и логика. А если станет сложно, заглядывайте сюда :)

 
 

 

Читайте также:

 

Обсудим?

Вы можете оставить комментарий как гость или использовать учетную запись в Facebook, Google или Twitter